понятие «психоактивные вещества» (ПАВ) включаются алкоголь, наркотики и токсические вещества. К последним относятся, в частности, распространенные среди детей и подростков ингалянты (бензин, толуол и др.).Проведение профилактической антинаркотической и антиалкогольной работы среди детей и подростков в настоящее время в мире осуществляется в рамках двух подходов: информационного и поведенческого. С помощью информационного подхода реализуется единственная модель обучения с учетом множественной мотивации употребления несовершеннолетними ПАВ, различных степеней риска и др., что является недостатком данного подхода. Создатели поведенческих профилактических программ, получивших наибольшее распространение за рубежом в последние 15-20 лет, обобщают достижения различных обучающих методик.
Задачами программы позитивной профилактики являются:
1) способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
2) обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
3) формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе в состояниях стресса;
4)довести до сознания детей преимущества отказа от употребления ПАВ;
5) сформировать установку на ведение здорового образа жизни;
6) повысить самооценку детей.